Я очень люблю делать инструменты своими руками, и улучшать их тоже. Даже такой простой инструмент, как топор для рубки деревьев, может быть усовершенствован.
Топор – мой активный инструмент, я использую его практически во всех своих проектах. И хотя я делал разные топоры, от самого простого, который можно в любом строительном магазине найти, до томагавка, но еще ни разу не делал мастерового топора. Такими топорами не просто рубят дерево, ими вырезают фигуры, делают узоры, заглаживают неровности и многое другое. Его применение ограничивается лишь умениями мастера. Обычно такие топоры дорогостоящие, но при толике креативности и обычный мастер сможет сделать из старого топора профессиональное изделие.
Дизайн самодельного топора включает в себя дерево, металл и кожу. Мне достался старинный семейный топор, я решил дать ему вторую жизнь и принялся за изготовление топора на длинной рукоятке. Для рукоятки я использовал вишню, но вы можете использовать любую другую твердую породу, на свой выбор. Рукоятка прямая, с выемкой для удобного захвата при точных работах, и выступ для защиты от скольжения при рубке. Из кожи 3 мм (7-8 унций) я сделал кобуру для носка топора.
Шаг 1: Инструменты
- Угловая шлифмашинка
- Диск для болгарки отрезной 5 мм или меньше
- Шлифовальный диск минимум 6 мм для болгарки
- Абразивные диски для болгарки 50 и 80 грит
- Щетка для болгарки дисковая
- Шлифовальный станок – обычный или вертикальный, опционально
- Орбитальный шлифовальный станок с набором дисков от 100 до 400 грит
- Настольные тиски
- Столярные тиски
- Нож-скобель (если вы хотите обрабатывать рукоять вручную)
- Криволинейный струг (тоже опционально)
- Набор пробойников для кожи
- Шило сапожное
- Ненужная головка топора
- Дерево для рукояти
- Кожа для кобуры 3 мм
- Кнопка для кобуры
- Наждачная бумага 100-1000 грит
- Эпоксидка
- Льняное или миндальное масло
- Краситель для кожи
Шаг 2: Черновая форма и чертежи головки топора
Для начала неплохо было бы запомнить строение, названия разных частей и устройство топора. Верхняя часть лезвия называется «носок», а нижняя – «пятка». Выступ пятки – «бородка», задняя поверхность головки – «обух». Боковые поверхности называются «щеки», а отверстие для рукояти – «проушина».
Я задумал топор с удлиненной бородкой, но с формой головки как у томагавка. Обух я решил сделать немного сплюснутым, с меньшей ударной площадью. Я решил так сделать из-за того, что мне нужно было серьезно уменьшить вес топора, так как я планировал работать им одной рукой. Со щек я не убирал металл, так как из-за этого стенки проушины стали бы слишком тонкими, я просто решил придать лезвию более вогнутую форму, чтобы облегчить вес.
Сначала я нарисовал на головке контур новой формы, а затем зажал головку в тиски. Чтобы снять лишний металл я использовал болгарку с отрезным диском 5 мм. Во время срезания металла возможна шрапнель из раскаленных металлических опилок, будьте осторожны.
При формировании внутреннего изгиба бородки у меня не получилось вырезать ее одним движением, поэтому я сделал несколько прорезей под одинаковым углом, и затем срезал их с наружной стороны также прорезая металл под одним углом. Получилось, в общем, неплохо, но контур вышел зазубренный. Для завершения формирования изгиба, я установил шлифовальный диск 6 мм на болгарку и отшлифовал изгиб до нужной глубины.
Обязательно поставьте рядом ведро с водой, чтобы охлаждать заготовку. Если она разогреется слишком сильно, металл потеряет прочность.
Шаг 3: Доводим форму
Как сказано выше, головку топора при шлифовке нужно часто охлаждать, чтобы не допустить перекалки металла. Обычно у топоров закалены только ближайшие к краю пять см, а остальная часть головки гораздо мягче. Это делается для того, чтобы предотвратить разрушение вследствие ударов, и чтобы лезвие могло сохранить нужную ширину фаски. Для этого проекта не требуется закалка, мы лишь заточим лезвие.
Самое сложное – уменьшить вес, не уменьшив прочности металла, для этого снимем лишний металл в тех областях, которые не подвержены действию удара или просто слишком толстые. У головки моего топора я решил снять металл между лезвием и щеками, и уменьшить обух. Это, конечно, уменьшит его ударную поверхность, но я и не планирую заменять им молоток при работе.
Шаг 4: Начинаем шлифовку
Когда вы добьетесь нужной формы, начинайте шлифовку, чтобы убрать царапины от инструмента. Начните шлифовать диском 50 грит на высоких оборотах, затем поменяйте на диск 80 грит. На этом этапе уйдут практически все царапины от инструмента. Я хотел еще более гладкой поверхности, поэтому на орбитальном станке поставил бумагу сначала 100 грит, постепенно повышая номер до 400 грит.
Очень удобно шлифовку начинать со щек, потом просто зажимаете головку тисками между двух досок и шлифуете верхнюю и нижнюю части. Это не даст тискам поцарапать металл.
После того, как вы отшлифуете головку наждачной бумагой 400 грит, можно приступать к мокрой шлифовке. Мокрую шлифовку проводят самой тонкой наждачной бумагой, смачивая ее водой, в результате получается поверхность по гладкости сравнимая с зеркалом. Я остановился на абразиве 1000 грит, и получил гладкую поверхность без единой царапины.
Шаг 5: Делаем рукоятку
Я делал рукоятку с помощью скобеля и струга, хотя с тем же успехом ее можно было вырезать и лобзиком. Сначала на бруске из твердого дерева нарисуйте контур рукоятки, затем по нарисованному контуру вырежьте заготовку.
Если у вас достаточно опыта в столярном деле, вы можете сразу вырезать нужную форму той части топорища, которая останется в проушине. Однако, если вы новичок, я этого делать не советую – будет обидно после стольких часов работы запороть все из-за случайной ошибки в расчетах размера. Лучше подгонять рукоять к проушине, постоянно примеряя и шлифуя.
Я решил сделать прямое топорище с небольшой выпуклостью на конце. Сразу под головой топора – четко выраженная выпуклость с закругленным передним краем, для удобного захвата при мелких работах. Общая длина топорища – 48 см.
После того как вы вырезали заготовку рукоятки, приступайте к обработке вставки в проушину.
Если делать рукоять так, чтобы проушина была параллельно волокнам древесины, рукоятка будет меньше расщепляться, будет жесткая, и практически не будет требовать ухода. Рукоятка же, сделанная из плашки с поперечными волокнами, будет более упругая, что хорошо при постоянной нагрузке рубкой.
Шаг 6: Подгонка под проушину
Процесс придания формы вставке очень прост – просто переверните головку над тем концом топорища, который будете вставлять в проушину, и обведите внутренний контур карандашом. Затем отметьте на топорище место, до которого будет насаживаться головка. Вставную часть топорища я формировал скобелем, с ним я лучше контролирую снимаемый слой, но это вполне можно сделать ленточной шлифмашинкой, или можно сначала выпилить пилой и довести наждачной бумагой.
Постоянно примеряйте рукоятку к проушине, пока рукоять не зайдет на ¾. Потом рукоять нужно будет забить на оставшуюся четверть, а разница в толщине даст нужную прочность соединению.
Затем ручной пилой сделайте пропил 3-5 см посередине вставыша по высоте. Пропил должен быть прямой, если нужно, расширьте его пилой с более толстым полотном. В этот пропил потом вставите клин.
Чтобы сделать клин, возьмите еще один кусок той же древесины, из которой делаете топорище. Длину сделайте такую же, как и длина пропила, а толщину сделайте примерно 0,5 см. высота должна быть примерно на 1 см больше, чем глубина пропила.
Пока не насаживайте головку на топорище, ему еще нужно придать окончательную форму.
Шаг 7: Окончательная форма топорища
Рукоятку я доделывал стругом, но это можно сделать и ножом или топором, а быстрее всего ленточной шлифмашинкой. По мере работы проверяйте, как топорище лежит в руке.
Когда вы придадите рукояти нужную форму, приступайте к шлифовке. Постепенно повышайте номер наждачной бумаги. Я обычно останавливаюсь на 220 грит, но и 150 грит дают вполне гладкую поверхность.
Шаг 8: Насаживаем головку на топорище
Приставьте топорище к проушине и переверните их вверх ногами, положите головкой на две доски. Доски нужны, чтобы головка не пострадала. Щель между досками даст вставышу пройти головку топора насквозь и выйти с другой стороны. Постукивайте по концу рукояти, пока она не зайдет в проушину на нужную глубину.
Затем замешайте эпоксидку и нанесите ее на нижние 2-3 см клина и намажьте на стенки пропила. Киянкой забейте клин в топорище.
Из-за того, что я сделал плечо рукоятки достаточно узким, чтобы оно удобно лежало в руке, острие проушины у меня осталось пустым. Я сделал еще один клин и приклеил его на это место на эпоксидку. На прочность это не влияет, зато эстетически так намного лучше.
Как только эпоксидка высохла, срезаем выступающую сверху головки часть рукояти (я использовал лобзик) и немного шлифуем, чтобы выровнять и сгладить поверхность древесины.
Шаг 9: Кроим кобуру
Кобура наипростейшая. Выкраиваем из кожи толщиной 3 мм два куска, которые покроют крайние 5 см головки топора. Чтобы сшить куски между собой добавьте еще отступ примерно 6 мм. На одном куске я сделал отгибаемый клапан примерно 4 см, на него будет крепиться кнопка.
Затем пробойником делаем отверстия с двух сторон обоих кусков кожи для нити. Кобуру я сшил сапожным шилом и толстой вощеной нитью.
Потом на отгибаемом клапане я закрепил верхнюю половину кнопки, надел кобуру на топор, закрыл клапан и отметил место, на котором нужно будет закрепить нижнюю половину кнопки. Пробойником делаем отверстие и закрепляем нижнюю половину кнопки. После закрепления обеих половин кнопки я покрыл кобуру коричневым красителем для кожи.
Через несколько часов, после высыхания краски, покрываем кобуру качественным пчелиным воском для лучшей защиты.
Шаг 10: Финишное покрытие топора
Я редко использую магазинные продукты в своих проектах, предпочитаю натуральную альтернативу. Чтобы подчеркнуть структуру древесины, я нанес на топорище миндальное масло, оставил впитываться на 20 минут и после этого вытер.
Промышленные составы могут впитаться не полностью, из-за чего рукоятка останется скользкой. Натуральное же масло полностью впитается древесиной.
Также я покрыл маслом головку топора, чтобы защитить ее от ржавчины. В дальнейшем я планирую покрыть ее составом для чернения металла.
Я положил еще два слоя масла на топор.
Шаг 11: Готовый топор
На фото – готовый топор.
Как только вы нанесете им первый удар, на лезвии останутся царапины. Но ведь и инструмент вы сделали не для декорации, а для работы.
Всего хорошего!